.

Разделы

354401 367712 img_3414-sized1_ 372835
Май 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Узбекистан 2010 Краткий отчет (Banderlog)

Написал-таки нахрапом я отчет о нашей поездке. Буду, конечно, что-то еще вспоминать, дописывать, но основную часть публикую. Как обычно отвечу на все вопросы. Резюмирую все ниже сказанное хочу отметить, что ехать стоило и поеду я в те края еще раз обязательно. Зацепило…

1 день (30 апреля):
Как обычно процесс сбора вещей затянулся. Я планировал выехать часов в 10 утра в сторону г.Чехов, где меня ожидал мой штурман, но стартанул от подъезда где-то уже после обеда. Нагнать потерянное время на трассе не удалось. От Твери до Сонечногорска лил проливной дождь. За фурами шлейф грязи, видимость минимальная. Да и время — предпраздничная пятница. Количество транспорта на подмосковных трассах, я думаю, все представляют. Со МКАДа свернул на трассу М2. Не обиду москвичам, но какое же количество быдла на этой трассе! В качестве разделителя полос там выступает разделительный газон и отбойника никакого нет. Машины едут в свои положенные 2 ряда по асфальту, справа еще один ряд по обочине и слева два (!) ряда по этому газону. Вернее там бы был бы газон если бы машинами он не был бы весь раскатан. Пыль стоит столбом. Видимость на 1-2 машины вперед. Не больше. Хорошо у меня климат-контроль и есть возможность закупорить все стекла… А народ едет с опущенными стеклами ибо жарковато все-таки. Представляю что будет там в салоне после проезда такой пылевой бури на протяжении многих километров. Повернуть-то на развязку на Чехов сходу не получилось. Как положено, из правой полосы, в соответствии с разметкой. Тот ряд что по обочине прет — не пускает. В итоге заставил какой-то гелик оттормозиться в пыли. Этот чудак на букву «М» еще позволил себе что-то там возмущаться и сигналить. Кабы не ограниченное время – подставил бы ему свой задний бампер. Страховка КАСКО еще не кончилась, и новый бампер задний мне не помешал-бы. А быдло это надо учить. Ну да это совсем другая история… Осознание того, что я уже в отпуске грело душу и никакие роды настроение уже испортить не могли. В Чехове загрузился мой штурман и мы погнали в сторону Волгограда. В этот день, как было и запланировано, доехали только до Тамбова. Да и то уже в первом часу ночи. Переночевали у друзей.

2 день (1 мая):
Утром постарались встать пораньше. Поблагодарили гостеприимных хозяев и погнали дальше. По дороге налили воды во все водохранительные емкости. Ничем примечательным дорога до Волгограда не отметилась. Встретили огромный караван разномастных легковушек. Штук 50, наверное. Не успели разглядеть наклейки, но георгиевская лента и цифра «65» на бортовых наклейках дала понять, что это какой-то автопробег посвященный Дню Победы. Надо в инете покопаться на этот счет. В Волгограде посетили Мамаев курган (мне как-то все не довелось там ни раз еще побывать), посмотрели развод караула у вечного огня и поехали.

Заехали на Волжскую ГЭС. Как раз начали сброс воды из водохранилища. Монументальное зрелище. Грохот стоит, водяная пыль летит. Здорово!

Между г.Волжский и г.Ахтубинск заночевали на берегу Ахтубы. На выезде из Волжского купили замечательную вяленую рыбку, которая перед сном была употреблена под охлажденное в автомобильном холодильнике пиво.

3 день (2 мая):
Встали как-то не очень бодро. Вроде и пива всего по 2 баночки выпили… А может процесс акклиматизации начался. Голова в общем болит… Но позавтракав, выпив кофе и умывшись, в полной мере мы ожили и чуть позже чем было запланировано поехали далее. Сегодня у нас по плану был переход Казахской границы. Нами был выбран погранпереход «Караозек» что в окрестности населенного пункта «Котяевка». Машин достаточно много и более часа мы ждали только очередь к шлагбауму чтобы заехать на территорию КПП. В остальном на российской стороне проблем не было. Сдали декларацию. Открыли багажник для достаточно беглого досмотра, прошли паспортный контроль и покатили в сторону казахского КПП. Вот тут, конечно, нас ждал полный бардак. (Как потом оказалось, бывает и хуже. Причем намного хуже и мы даже через это пройдем, но обо всем по порядку…). Когда мы машину подогнали на досмотр – то нам заявили что машина на досмотр предоставляется полностью пустая. А все вещи нужно пропустить через рамку сканера в отдельно стоящем здании. Поехали разгружаться. Отсюда сразу первый совет: упаковывайте все вещи в спортивные сумки и рюкзаки дабы всякую мелочевку в горстях не носить на досмотр. Пока мой штурман многократно носился туда-сюда перетаскивая вещи к рамке, я оформил досмотр машины. Перегнал машину под погрузку вещей с другой стороны здания со сканером и пошел оформлять обязательство временного ввоза на машину. Делается это в небольшом вагончике. Там же оформил страховку на 15 дней и заполнил пассажирскую таможенную декларацию. С меня за все это содрали 700 рублей. Как я потом прикинул – нагрели очень неслабо. Стоимость страховки составляет 683 тенге. Что на наши деньги 136 рублей. Забить мои данные и распечатать обязательство временного ввоза, а также сделать 2 ксерокопии уж никак не может стоить более 500 рублей. Но об этом я уже подумал после… Кстати тут же дам еще один совет — сделайте дома несколько ксерокопий страницы с фотографией загранпаспорта и техпаспорта на машину. К каждому обязательству временного ввоза они подкалываются. Есть погранпереходы где ксерокопию сделать очень проблематично. Да и процедура эта везде платная. Причем оплату требуют в национальной валюте, которой зачастую заранее нет. Пока я оформлял эти документы, у казахов начался ужин. На удивление он продлился всего 1 час, и подготовленные документы я сдал таможенникам. На обязательстве временного ввоза и нашем экземпляре поставили печати и нас выпустили за шлагбаум на территорию Казахстана. Процесс прохождения окошек тоже занятный. Когда вас запускают на территорию КПП – вам дают маленький квадратик белой бумажки. Где-то всего 3х3 см. На досмотре на него пишется какой-то номер. В окошке паспортного контроля поверх этого номера ставится роспись, на таможенном оформлении кажется еще одна роспись и на выезде его забирают. Ну, в общем, мы уже в Казахстане. Сразу за КПП метров через 20 – пост ДПС. В журнал запишут номера машины и маршрут. Поинтересовались и наличием страховки. Кстати штраф за её отсутствие – 1.5 тыс. рублей. Так сказал гаишник. Не знаю правда — ли это, но страховку, думаю, сделать стоит. Кстати на границе встретили целый караван разномастных джипов с наклейкой «Устюрт 2010». Номера московские и подмосковные. Перекинувшись парой фраз с ребятами поняли что они по степям погонять, да Арал поискать. Дорога сразу за КПП портится. Едем не очень быстро наблюдая бедные саманные домики и богатые мусульманские кладбища по сторонам, стада верблюдов и овец.

Заночевали в степи отъехав пару км. от дороги прямо по целине. Пряный запах степных трав, суслики, разбегающиеся от машины, белые пятна солончаков… Хотя, кстати они не всегда белые. Мы видели солончаки сиреневого цвета, а также голубого. Видимо какие-то минералы выпадают. Красота, одним словом.

4 день (3 мая):
Ночь в степи оказалась очень холодной. Температура ночью опустилась меньше 10-ти градусов тепла. Так что отсюда очередной совет. Теплые вещи берите несмотря на то что едете так далеко на юг. Климат там континентальный и суточные перепады температуры могут быть очень существенными. Проснулись мы рано. От того, что замерзли, наверное. Решили пару часов проехаться пока солнце поднимется и разогреет чуток и уж там приготовить завтрак. Через пару часов температура уверенно перевалила отметку в 20 градусов и мы встали на берегу еще не совсем пересохшей речушки. Пока мой штурман занимался завтраком, — я занялся машиной. Еще на таможне обнаружил, что средний лист защиты двигателя в масле весь. Не капает, конечно, но в масле. Я перестраховщик страшный, потому полез под машину с инструментом. В итоге оказалось, что засопливился левый сальник ШРУСа моста. Уровень масла в картере моста практически не опустился и успокоившись и позавтракав мы направились дальше. В Казахстане, кстати, очень дешевая салярка. В районе 12 рублей. Еще там есть очень продвинутая сеть заправок «Helios». Очень рекомендую. Дизтопливо там чуть дороже — 69 тенге. Один рубль меняется на 5 тенге, так что стоимость составляет менее 14 рублей за литр. Во всех крупных городах эти заправки есть. На пути от погранперехода до Атырау тоже 2 штуки на трассе. Заправки с заправщиками, электронными колонками, магазином и т.д. Рубли на тенге меняйте в банках. Мы это сделали в Атырау, кажется. Там же и заправились под завязку. Дорога от Атырау до Бейнеу – это сказка. Если не бояться казахских гаишников – то можно смело идти на круизе часами со скоростью 140-160 км/ч.

Нас напугали заранее свирепостью этих слуг закона и мы круиз включили на 100 км/ч. Обязательно притормаживайте там где пасутся стада крупного рогатого скота. Если верблюды и овцы на дорогу не лезут, — то коровы пасутся зачастую на проезжей части. Сами видели 2 сбитых коровы. Видимо совсем незадолго до нас. Знаки ограничения скорости стоит соблюдать. ДПС с радарами есть, но мы заметили их только в населенных пунктах. На трассе не видели. От Бейнеу до погранперехода в Узбекистан еще километров эдак 70 разбитого грейдера.

Не помню точно во сколько мы подъехали к КПП, но вроде около 18 часов и оказалось что погранпереход уже закрыт. Встали перед шлагбаумом вместе с краснодарской фурой. Пообщавшись с водителем фуры, поняли что завтра будет тяжелый день ибо этот переход славится своей бестолковостью. И обедают они по 3 часа, и досмотр вручную и сама процедура оформления крайне неудобная. А уж бардак так вообще неописуемый. Так оно и оказалось, но это завтра, а сегодня мы поужинали салатом из свежих овощей и завалились спать в машине.

5 день (4 мая):
Встали пораньше ибо мы на заезд первые и в 9:00 рассчитывали заехать за шлагбаум. Наивные… Шлагбаум нам подняли уже после 11-ти часов утра. Выезд из Казахстана, в принципе, особых хлопот не доставил. Просто все очень-очень долго. Работники настолько заторможенные, что анекдоты про «медленных» прибалтов тут находят свое визуальное отражение. Подъехали к узбекскому переходу и уткнулись в хвост машин, которые еще со вчерашнего дня пытаются пройти границу. Встретил и земляков из Твери на 2-х микроавтобусах. Рассказы их нас не порадовали. Они тут не первый раз и были прецеденты когда вытрясали не только машину, но и самим до трусов приходилось раздеваться на досмотре. Отстояли очередь, заранее заполнили декларации (бланки нам дал наш дальнобойщик) и через некоторое, достаточно продолжительное время, заехали на территорию КПП. Вот тут полная веселуха. Декларации нужно подписать у начальника в вагончике №1. Потом нужно отстоять громадную очередь (человек эдак 30) в вагончик №2, где оформляется обязательство временного ввоза и на декларации ставится под подписью начальника номер регистрации в журнале. Компьютеров там еще нет. Все вручную. Времени на каждого человека уходит очень много. Затрудняется это еще тем, что в очереди этой практически нет рускопонимающих людей и выяснить кто там последний тоже невозможно. Пришлось вернуться в первый вагончик. Там мужик в возрасте был, по-русски хорошо говорил. Попросили посодействовать. Сошлись на 2 бутылки водки. В общем, он закрыл свой вагончик и с нашими документами сам сходил и отметки все сделал. В общей очереди, думаю, мы потратили бы там не менее 2-х часов. Далее досмотр. Наблюдая досмотр предыдущей машины, мы скисли. Вынималось из машины абсолютно все. Не только вынималось, но и вручную перетряхивались и перещупывались сумки, пакеты. Личные вещи и белье. Неприятно. Дошла очередь и до нас. В кармане первого же рюкзака таможенник нашел флешку и тут же отправился проверять её содержимое. Как потом оказалось на предмет порнографии. Там это уголовнонаказуемо. Вышел еще один таможенник. В возрасте тоже. Как мы заметили – узбеки в возрасте значительно лучше относятся к русским, чем молодежь. Видимо помнят те времена когда страна была единая. Поболтали с ним про нашу поездку. Посоветовал куда и как ехать и, абсолютно не стесняясь окружающих, в открытую потребовал бутылку водки. Видимо товарищ из вагончика №1 уже похвастался. После этого досмотр носил уже чисто формальный характер. Все печати получили и въехали в Узбекистан. Переход границы занял 4,5 часа. Неслабо, однако… В этот день за оставшееся время мы смогли доехать только до Нукуса. Гостиницу найти нормальную не смогли. Сдуру остановились в гостинице «Ташкент». Она громадная и издалека её видно. Это гостиница советских времен. Громадное бетонное здание этажей эдак в 10 наверное. Как я понял, мы там были единственными постояльцами. Крайне не рекомендую. Сервис остался совковский. Даже сливной бачек не работал. Ведро стояло рядом. Жуть, в общем. Хорошо хоть спать нам там совсем недолго оставалась. Пока гостиницу нашли, пока поужинали, пока помылись…

6 день (5 мая):
Раненько утром поехали дальше в сторону г.Хива. По дороге осматриваем древнее сооружение Чильпык.

Находится он почти рядом с дорогой по правую руку в 40 км от Нукуса. Мимо не проедете. Это не крепость, а место куда приносили трупы для съедения дикими зверями и птицами. Позднее использовалось как сигнальная башня.

В районе обеда добрались до Хивы. По дороге на Хиву вам нужно будет пересечь Амударью. Мост там только строится. Рядом наведен понтонный мост. Проезд платный и стоит 800 сум. Кстати о деньгах… Официальный курс рубля к суму 1:52, но упаси вас Бог менять деньги в банках по официальному курсу. Деньги меняйте в гостиницах, на рынках и т.д. Тогда курс будет 1:70-1:75, что значительно выгоднее. Еще правильнее брать с собой доллары. Стоимость номеров гостиниц, сувениры и т.д. там везде указана в долларах. На переводе в сумы (а переводить пытаются как правило по официальному курсу) потеряете много. Кстати курс доллара тоже есть официальный и базарный. Базарный 1:2200, официальный более чем в полтора раза ниже. Самая крупная купюра местных денег 1000 сум, поэтому под деньги после обмена отдельную барсетку выделите или пакет.

Обменщики вообще их таскают в клетчатых китайских сумках «мечта оккупанта». Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-Кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот по каждой стороне света.

Гостиницу мы нашли тут же около крепостной стены. Все гостиницы там с завтраком, что удобно очень. Гостиница частная и очень хорошая. Название постараюсь вспомнить. Громадная комната с телевизором, холодильником и кондиционером. Кондей там есть в любой комнате во всех гостиницах, что мы посещали (кроме гостиницы в Нукусе), ибо вещь жизненно необходимая. Машину поставили под окном номера и пошли приобщаться к узбекской кухне. Узбекский плов для ознакомления обязателен. Почти уверен, что по возвращении наш плов вы кушать не сможете. Плов готовят утром и, как правило, после 11-ти часов попробовать вы его уже не сможете. Так же рекомендую шашлык. Есть там шашлык кусочками, а есть шашлык представляющий из себя котлетки из фарша на шампуре. В основном все из баранины. Баранина кусочками жестковата, поэтому на шампуре ее чередуют кусочками сала. Вкуснотища жуткая. Еще рекомендую чалоп. Это холодный суп. Что-то типа нашей окрошки залитой айраном. По жаре отличнейшая вещь. Чай естественно зеленый. И обязательно лепешку «нон». Лепешки эти там жутко вкусные. Готовят тут же в стационарных или передвижных тындырах. Стоимость смешная. Чалоп, плов или шашлык, салат из свежих овощей, чай, лепешка тянут на 6-8 тыс сум (примерно 100 рублей). Посмотрите заранее размер порций. Почти уверен что все заранее заказанное вы съесть не сможете.

Порция шашлыка – 4-6 шампуров. Шампуры небольшие, но все равно это немало. Ичан-Калу полностью можно обойти за несколько часов. Наиболее выигрышно выглядит вечером в предзакатное время.

Внутри самой крепости, как и века назад, живут люди. Очень приятно побродить по узким улочкам, между саманными домиками, подняться на стену крепости.

Прекрасный вид открывается с минарета Ислам-Ходжа.

Так как все основные достопримечательности города сосредоточены в Ичан-Кале, то одного дня на осмотр Хивы предостаточно.

7 день (6 мая):
По дороге из Хивы в Бухару осматриваем крепости Хорезма.

Достаточно осмотреть 2-3 штуки. Уж больно они похожи друг на друга.

Мы осмотрели крепость Тапрак-Кала, Кызыл-Кала и, естественно, Аяз-Кала.

Хотели сначала заночевать в юртовом лагере в районе Аяз-Кала, но так как времени было еще предостаточно, то решили ехать в Бухару. На этом пути необходимо пересечь пустыню Каракумы. Достаточно ответственный участок, хоть и всего 250 км. Транспорта очень мало, населенных пунктов нет, связи тоже. Покрытие дорожного полотна тоже не очень хорошее. Есть песчаные переметы. Типа как у нас зимой снежные переметы. Черепах не давите. Прикольные они и очень много.

На этом участке 4 или 5 контрольно пропускных пунктов. Они обозначаются там «YPX» Мимо проехать не получится так как дорога перегорожена шлагбаумом, который не откроют пока не зарегистрируешься в журнале, не ответишь на кучу вопросов типа откуда и куда и с какой целью… На некоторых КПП народ с автоматами. Видимо из пустыни кто-то иногда нарисовывается не совсем законный. В Бухару приехали уже поздно ночью. Гостиницу нашли достаточно быстро и, поторговавшись естественно, на предмет стоимости проживания заселились. Кстати на счет торга… Если ваш оппонент вас понимает, то торгуйтесь обязательно. Это правильно. Где-то читал про Узбекистан, что если человек не торгуется – значит он не уважает продавца. Более того, торг оправдан и финансово. Гостиничный номер на 2-х человек в среднем стоит 60 долларов, однако всегда удавалось сбить цену почти в 2 раза. Самый дорогой номер у нас был за 38 долларов. И то, только по тому, что двухместных не было и нам дали 3-х местный на двоих. А так, до 30-35 долларов вы цену подвинуть сможете. Стоянка машины на внутреннем дворе, как правило оплачивается отдельно и составляет 1-3 тыс сумов за сутки. Путем торга стоимость сувениров тоже удавалось сбить в 2раза точно…

8 день (7 мая) Бухара
Бухара город не маленький и осмотр достопримечательностей пару дней у вас займет точно. Более того, Бухара – это все-таки торговый город. Постарайтесь здесь прикупить все сувениры. Выбор самый большой и цены наиболее приятные. В городе есть обычные рынки. Рекомендую посетить центральный рынок, а также колхозный рынок. Чай, халва, виноградный сахар и различные вкусности… Уже созрела клубника и черешня. Килограмм клубники громадной стоит 2,5 тыс сум (40 рублей).

На обычном рынке я купил себе каракулевую папаху. Шикарного качества. Каракуль «Антика». Редкий цвет. Это когда корень ворса черный, а кончик белый. Как говорят, на тысячу овец – один — два экземпляра таких всего. На наши деньги чуть более тысячи рублей. Халаты национальные 30 — 40 тыс сум.

Про культурные достопримечательности писать особого смысла нет, ибо расписаны они в путеводителях достаточно подробно.

Центр города – это пруд Ляби-Хауз. Все гостиницы сосредоточены в этом районе. Тут же и различные Чайханы и Ошхоны. Обязательно стоит посетить ансамбль Калян, медресе Улукбека, мавзолей Самнидов и мечеть Чор-Минор.

Да, стоит отметить вопрос времени. Разница с московским временем там всего 1 час, однако территориально находимся мы далеко-далеко на востоке. Солнце встает в 5 часов утра, а ночь наступает там уже в 8 вечера. Поэтому постарайтесь перестроиться и ложиться и вставать пораньше. Мы, как правило, вставали в 6 и ложились в 8-9 вечера.

9 день (8 мая):
Продолжаем осматривать Бухару. Не успели на утренний плов и владелец Чайханы, где мы обычно питались, отправил нас куда-то к своим знакомым. Сам поймал нам такси, сам объяснил таксисту куда нас отвезти. Тот плов действительно был лучшим из всех тех, что мы пробовали даже тут в Узбекистане. Это нечто божественное. Обратно к Ляби-Хауз прогулялись пешком. До вечера гуляли потом по городу, выбирали сувениры. В Бухаре очень большой выбор керамики. Тарелки ручной работы, чайные наборы и т.д. Купили 2 картины с видами старой Бухары. Огромный выбор шелковых и кашемировых платков и палантинов… Еще раз напомню, что не забывайте торговаться хоть и начальные цены абсолютно несерьезные…

10 день (9 мая):
9 мая. День Победы!!! Вечером обязательно отметить, а пока рано утром покидаем Бухару и уходим на юг в сторону границы с Афганом. Промежуточная цель – Сахришабз. Движемся уже в предгорьях Тянь-Шаня. Тут не так жарко и не так сухо.

Степь цветет. Цветущие маки – это что-то сверхъестественное. Красота неописуемая. Валяемся в этом разнотравье и фотографируемся.

Шахрисабз – небольшой город и основные достопримечательности также сосредоточены в одном месте. Это останки дворца Ак-Сарай, который Тимур готовил для свой семьи, мечеть Кок-Гумбаз и мавзолей Дорус-Сиадат.

Дорога из Шахришабза в Самарканд проходит через красивейший перевал.

Высота около 1700 м. Не самый высокий в этих краях, но мне он очень понравился. На въезде на перевал и выезде с него естественно посты «YPX». В Самарканд приехали еще засветло, но гостиницу искали, наверное, более 2-х часов. В итоге все-таки нашли и заселились. Вечером пошли смотреть основную достопримечательность Самарканда – площадь Регистан. Днем вход туда платный, а ночью там никого нет, и нагулялись мы вдоволь. В 9 вечера началось какое-то световой шоу для французских туристов. Что-то как-то оно не впечатлило, но дало возможность пофотографировать подсвеченные медресе, которыми образована эта площадь.

11 день (10 мая):
Утром осматриваем основные достопримечательности Самарканда. Это Гур-Эмир, Тимуридский некрополь, мечеть Биби-Ханым.

Есть что посмотреть. А вот с сувенирами хуже. Утром моему штурману позвонили родственники и попросили купить еще 2 национальных настенных тарелки. Найти в Самарканде таких не смогли. Вернее избаловавшись качеством оных в Бухаре – таких в Самарканде не обнаружили. Тут и пришло решение возвратиться в Бухару. Уже не через перевал, а напрямую по дороге Самарканд-Бухара. Но это завтра, а сегодня гуляем по Самарканду, покупаем на рынке еще чуток сладостей, зеленый чай и т.д.

12 день (11 мая):
Утром стартуем обратно в Бухару. Дорога-бетонка. Через пару часов начинают жутко раздражать стыки между плитами. Попадаем под радар гаишников. Стоит отметить что в ограничение скорости в Узбекистане несколько отличается от нашего. На трассах 100 км/ч, а в населенках — 70 км/ч. В населенном пункте нас тормознули на 78 км/ч. Настойчиво пытались оштрафовать, причем на месте. Однако глянув на радар мы опознали наш, советского образца старинный ручной радар, погрешность показаний которого составляет аж 10 км/ч. Ради принципа начали спорить. Инспектор доказывал, что погрешность – 5 км/ч, а мы — что 10. Попросили показать акт тарировки радара. Видимо его не было и на этом нам пожелали счастливого пути и мы помчались далее. Кстати о дорожной обстановке… Правила в Узбекистане не соблюдаются вообще. Я был шокирован как ездят местные. Классический пример… Дорога с бетонным отбойником по центру. Никто из местных выехав со второстепенной дороги никогда не ищет место для разворота, а едет по встречной полосе до места разрыва бетонного ограждения. Причем не по обочине, а по полосе движения. Еще и моргая тебе дабы ты посторонился двигаясь по своей же полосе. Никакие знаки не соблюдаются. Мне пришлось оттормаживаться в юз когда выезжал на площадь с круговым движением. По правилом меня должны были пропустить на выезде на круг, но местный с баранами в салоне копейки и прицепом даже не притормозил. Поэтому всегда думайте за дурака и не тратьте свои драгоценные нервы. Поворотниками также не пользуется никто принципиально. Вместо этого перед каждым маневром они сигналят. Я сначала шугался, но потом привык. Все постоянно сигналят и моргают. Кстати свет днем включать не надо. Нас на одном посту YPX тормознули и что-то пытались объяснить. В итоге инспектор просто подошел и сам выключил свет. Из чего мы сделали вывод, что в Узбекистане свет днем включать не надо. По дороге появляется решение обратно возврашаться по той же дороге домой, что и сюда приехали. Изначально мы хотели ехать через Ташкент и наверх в Казахстан, но нас напугали качеством дороги, да и по Казахстану очень большой пробег получался. Опять же это прямой путь из Термеза (Афганистана) и является основным путем наркотрафика. Трясут на таможне основательно. Да и возврат в Бухару к выбору старого пути способствует. Заехали в Бухару, купили требуемые сувениры и погнали дальше. До захода солнца пересечь Каракумы не смогли. Заночевали в пустыне. Это здорово. Песочек ровненький. Пенку под спальник можно и не класть. Черепахи вокруг ползают, жуки скарабеи шарики навоза катят. Множество следов змей на песке, но самих змей что-то как-то не видели. Я бы их пофографировал-бы, гадов ползучих…

Поужинали черешней и спать легли.

13 день (12 мая):
Выспались отлично. Позавтракали и снова в машину. Гоним дальше. Проехали остаток пустыни и ходом до закрытия успеваем на Узбекско-Казахскую таможню. Очередь эдак машин 30. Это на пару часов. На этом переходе сначала оформляются все документы, а уже потом машина загоняется на территорию КПП для осмотра. Дабы пешочком не идти на оформление доков мимо всей колонны, я проехал по встречке и встал на встречной обочине перед ограждением КПП. В это время подъехал и рядом встал мотоцикл с московскими номерами. Около шлагбаума на виду пограничника мы с мотоциклистом пообщались и пошли на оформление. Погранец, видимо, решил, что мы вместе. В процессе оформления мотоциклист наш как-то договорился на то чтобы его пропустили мимо очереди, а так как погранец решил что мы вместе махнул и нам что бы мы заезжали на территорию КПП. Спорить мы не стали, хоть как-то и не очень удобно получилось. Досмотр был, но не слишком интенсивный. Даже вещи из машины не выгружали. Показали что это мол палатка, это стол раскладной, это спальники и т.д… Казахскую границу тоже прошли быстро. Нас запомнили и поинтересовавшись впечатлениями об отпуске пропустили без особых проблем. Видимо джипов с туристами не так уж и много и нас запомнили еще при въезде в Узбекистан. Обратный переход поэтому был попроще. В Бейнеу заправились топливом и двинули дальше. Через пару часов отъехали от трассы в степь и приготовились к ночевке. Небо как-то не понравилось. Начиналась гроза…

14 день (13 мая):
В час ночи приходится прервать сон. Нас накрыла гроза. Дождь сильно не напрягает, а вот ветер… Ветер просто ураганный. Колья палатки все повырывало из земли, алюминиевые дуги погнуло. Того и гляди, вместе со спящими нами, палатку унесет вдаль по степи. Встали, палатку кое-как даже не сворачивая запихнули в машину и поехали дальше. Все-равно при такой погоде поспать не удалось бы… Так как день начался в час ночи – то за это день мы проскочили полностью весь Казахстан. Чуть позже обеда уже выехали на погранпереход Казахстан-Россия. Тут особых проблем тоже не было. На наше счастье рамка-сканер сломалась и вещи протаскивать через него не пришлось. Вручную проверили и выпустили. Так же сложилось впечатление, что нас помнят, и поэтому особо тщательного досмотра не было. Дальше просто гоним. Тормозят на посту ДПС. На предмет браконьерского лова рыбы. Пытаемся доказать, что мы не с рыбалки, а катим от погранперехода. В итоге инспектор докопался до отсутствия знака «шипы» на стекле. Долго пытались выяснить а почему он собственно должен быть. Оказалось, что ДПС-ник принял нашу МТ-шку за зимнюю шипованную резину. Странно, однако. В итоге едем дальше. Проезжаем Волгоград и встаем в сосновом лесу на ночевку. Сосны настолько непривычны уже… И комары, гады…

15 день (14 мая):
Рано утром стартуем дальше. Рассказать уже и нечего. Купили сгущенки на трассе в полторалитровых пластиковых бутылках, воздушной кукурузы ребенку. В 5 вечера были уже в Чехове. Попрощался со штурманом и поехал домой.
Итог поездки: куча положительных эмоций. Отпуск удался. 15 дней дали возможность полностью абстрагироваться от работы и всяких проблем. Пробег составил 7800 км. Потратили 870 литров саляры, что дало средний расход топлива чуть более 11 литров на сотню. Машина показала себя только с положительной стороны. За исключением потекшего сальника ШРУСа переднего моста больше никаких проблем не доставила. Да, и самое главное… Это топливо. В Узбекистане дизтоплива почти нет. Весь Узбекистан катается на газу. Газовые заправки на каждом углу, а вот топливных мало. Да и проблема даже не в том, что их мало, а в том, что на них нет топлива. Дизтопливо было лишь на одной из 20-25 проезжаемых заправок. Мне проще. У меня 2 бака и запас хода более 1,5 тыс км, а вот с одним штатным баком придется туго. Были перегоны где на полтысячи километров в округе салярки не было. Имейте это ввиду. Если бак один, то канистр бурите штуки четыре-пять и старайтесь держать неснижаемым остаток топлива на 200-250 км. Салярка, кстати, там отличная. Производство свое местное или афганская. Я поначалу как-то стремался, а по факту качество лучше нашей отечественной. Цетановое число явно выше. Машина едет лучше и расход меньше значительно. Минимальный расход топлива на этой салярке у меня получился 7,8 литров на сотню. И это с постоянно включенным кондиционером, на МТ-шной резине и загруженной под крышу машине. Дома такого расхода у меня никогда не получалось. Минимум – это 8,5 литров на сотню. Стоит 1100-1200 сум за литр. Примерно как и у нас.

Источник:  http://www.pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/viewtopic.php?f=6&t=56042

Автор: Banderlog